***

Ольга Ожгибесова в равной степени – интересный  прозаик и пронзительный  поэт. Мое предпочтение – ее книга стихов  «Бабье лето». Это книга классической традиции - обнажение женской души, всегда возвышенной и мятущейся, приземленной бытом и снова прорывающейся в глубины смыслов и слов. Повседневная драма жизни превращается в ее строках  в  счастье бытия. «Бабье лето» - весеннее счастье зрелой женщины,  - вечной девочки, с  драмой невостребованности трепетных чувств, хорошо темперированный музыкально-лирический клавир полутонов и нюансов действительности, преображаемый в явленную жизнь души. Автор в книге  - в традиции, но, всегда на особицу, со своим не всегда привычным видением мира. Поэт Ожгибесова –  всегда узнаваемая  интонация, строгий поэтический рисунок и  неповторимый стиль.     Книга рожалась долго, но это – глоток свежей воды из колодца поэзии и завет личного времени в историческом контексте.

Анатолий Омельчук, член Союза писателей СССР,

директор ВГТРК-ГТРК "Регион-Тюмень"

 

 

Об авторе

Человек, которые не умеет удивлять, скучен, как пасмурный день. Мы же, думается, пожаловали на планету Земля, чтобы своим присутствием сделать жизнь наряднее. Иначе какой смысл присутствовать?..

Ольга Ожгибесова ворвалась в журналистику сравнительно недавно. И буквально рассыпала по местным изданиям свои творения – восторг души от встреч вроде бы с самыми обыкновенными людьми. Публикации заметили. И Москва, и Тюмень удостоили журналистку сразу нескольких престижных наград. Случаются еще чудеса под нашими небесами.  Однако, оказалось, что Ольга Ожгибесова пишет не только очерки, но еще и стихи. Пишет давно, однако, отсылает в глубокий, как вечность, ящик. Когда-то в юности показала она черствому, как горбушка хлеба, журналеру свои опыты, а он ниже подбородка отвесил кислую губу. Этого оказалось достаточно, чтобы легкоранимый автор на десятилетия ушел в себя. И все - таки время все расставляет по своим местам. И вот уже выходит сборник стихов Ольги Ожгибесовой – исповедь мятущегося женского сердца. Предлагая читателям стихи незаурядного автора, хочется добавить: большая скорость связана с большим риском. Встречный ветер – ветер славы вскружил головы многим. Финал был грустным. Но это обстоятельство к нашему автору никакого отношения не имеет.

Борис Галязимов, журналист, писатель, «Золотое перо», Легенда Тюменской журналистики

 

 Исповедь мятущегося женского сердца

 (комментарий к сборнику стихов  О. Ожгибесовой  «Бабье лето»)

 

«Исповедь мятущегося женского сердца» – эту фразу писателя и легенды  тюменской журналистики Бориса Галязимова  я «выдернул» из короткой преамбулы к поэтическому сборнику Ольги Ожгибесовой.

«Ну и что?» – подумалось мне. Многих из нас отправляли в путь некогда именитые, известные и даже знаменитые личности. У некоторых с первых шагов закружилась от успехов голова, иные просто «пропали» в текучке дней. Для некоторых из нас эти напутствия оказались преждевременными. Что ж, и у именитых случаются эмоциональные перехлёсты и завышенные оценки. Поэтому в творческий мир автора я стал входить без должного пиетета к высоким оценкам. Читаю первое стихотворение, второе…Ну, хорошо… Ну, складно… Ну, детали есть, а что дальше? А дальше – всего лишь одна строчка: «Я от любви к тебе ослепла» и подумаешь: я  ведь тоже слепым был и «искрой в небо улетаю» - это тоже было со мной. Нет, последнюю строчку я бы сделал не так… Но ведь что-то резонировало слева в груди… И уже хочется читать дальше, убедиться что автор не обманывает меня своей искренностью. А вот стихотворение – без названия, короткий миг страсти, заполняющей  иллюзорный мир, в заключение которой «и по весне, хрустящей льдом, вернул меня в мой скучный дом». После обновления всё обычное всегда скучно. Автор хочет любовью к близкому человеку наполнить окружающий мир: «…а я бы с тобою на поезде скором…А я бы с тобою – по пыльной дороге… А я бы с тобою – до края Вселенной, неслышною тенью твоей неизменной…», но любимый «не может тем же ответить». Женщина, вопреки обстоятельствам, которые делают её сильной, хочет оставаться «слабой»: «я бы тоже птицей стала вроде воробья и с ладошки бы клевала у тебя». А вот ещё одно стихотворение, где «судьба что ни день, то битва». Что это? Битва с собой или с внешними обстоятельствами, при которых автор шепчет слова как молитву: «Помоги, Господь, помоги», и всё-таки в другом стихотворении утверждает:

«Ты – мой праздник души среди серости буден. Всё былое отрину, ничуть не скорбя. За желанье любви человек неподсуден, почему же так строго мы судим себя?» В стихотворении «Сон» крик души: «Босая в холодной грязи и снегу я вслед за тобой по дороге бегу, распущены косы мои по плечам. Ни плакать уже не могу, ни кричать». Но во сне сон никакой не сон, а такая же реальность. И когда автор просыпается, то в нашей реальности «… ты меня в щёку целуешь: «Проснись!» две противоположные реальности сталкиваются, и  между ними течёт ток, как в проводнике. И этот проводник – сама жизнь.

А что же в бывает в жизни, кроме поцелуя?.. «А в жизни вьюга заоконная, как баба пьяная блажит». А дальше открытость, граничащая с жёсткостью по отношению к себе:

«Мне у судьбы просить бы малое,

А я придумала – бог весть.

И жизнь теперь, меня не балуя,

Былую выбивает спесь.

Стихотворение «Зима» хочется привести полностью:

Замела, закружила, завыла…

То ли саваном, то ли фатой

Всё, что было меж нами, укрыла,

Обвенчав на беду с пустотой,

С чернотой не задёрнутых окон,

И уже не докажешь, кто прав…

Бьётся месяц во тьме одиноко,

Половинку свою потеряв.

Здесь разрыв  принимает космическое значение, но безысходности нет, поскольку  после периода убывающей луны придёт и период луны растущей, так и отношения с миром обретут целостность, ведь, живя, человек теряя одно, обретает другое. Стихи Ольги Ожгибесовой хочется цитировать бесконечно, потому что в них всё так же, как и в жизни и это хочется подтверждать и подтверждать строками:

«Муж ушёл – сменила стрижку,

Мебель выбросила вон.

И, согласно мудрой книжке

В доме сделала ремонт…»

В одном из стихотворений поэтесса утверждает, что «свободный ветер – это я». Да, на тот момент, когда она писала это, она в это верила, потому что нет худа без добра, а в другом

она, как заклинает: «Также, как ты сгораю, вместе бы возродиться.»  То есть Одно может быть одновременно и тем, и этим. На Востоке такое познание именуют методом дзэн – полное слияние с объектом в конкретных условиях…

В своё время Ольга Ожгибесова закончила философский факультет Уральского гос. университета, долгое время работала преподавателем высшей школы, но она не загружает свои стихи книжной заумью, живя, как сапожник без сапог, пишет о том, что пережила сама, пропустила через собственное сердце, и это радует. Любящая женщина, а это дорогого стоит, хочет услышать, чтобы мужчина сказал ей: «Прости за всё, в чём был и не был перед тобою виноват! Прости за пасмурное небо, за этот чёртов снегопад»…

Умный и добрый мужчина, как ключиком, может открыть женское сердце прямо здесь и сейчас, но по себе знаю, что для этого порой не хватает ни ума, ни фантазии, и ты начинаешь корчить из себя то, что ты  не есть на самом деле. Есть повод сказать: «Дорогие женщины, простите нас за всё, в том числе и за «мартовскую слякоть», а если нет, то женщина скажет: «А так – пусть Бог тебя простит».    

Сквозной темой сборника выступает мотив дороги, движения, смысловая нагрузка через  употребляемые глаголы: сгореть, возродиться, спешить, лететь… Об этом говорят и названия стихов: «Поезд», «Дорожное»,  «По дороге на озеро», «Дорога из Свердловска в Тюмень»…  Дорога лечит, как и время, хотя словами автор говорит об обратном. Но все мы знаем, что Истина читается между строк. И заключительные строки в стихотворении «Поезд»: «Отчего, скажите, скверно в глубине моей души?» говорят не столько о безысходности авторской позиции, сколько о том, что  душа выздоравливает через путь, где «за окном пейзаж неброский…Позабыть бы – не могу: всё берёзки да берёзки, утонувшие в снегу».

Образ дороги, движения перерастает в ощущение пространства Родины, а пространство Родины продолжает развиваться пространством памяти. В разделе «Апострофа» это такие стихи, как «Памяти поэта», «У могилы поэта», «День победы», «Мой дед не погиб на войне»…

Здесь нужно выделить стихотворение – горькое эхо недавней памяти о взрыве в московском метрополитене «29. 03.10», где публицистика переплавилась в лирику, а чужая боль стала своей собственной: «Слава Богу, они не поняли, что теперь навсегда убиты… Пронеслись кровавые кони По холодным мраморным плитам». Говоря  об историческом пространстве, хотелось бы сказать несколько слов о стихотворении «Памяти А.В. Колчака», которое выписано выпукло, объёмно, с вкраплением тонко продуманных деталей, где «колючий снег стеклянной пудрой горел под бледною луной»,

«немели пальцы на затворах», где «пять минут – и даст отмашку рука…» Но тут есть одно маленькое «но», о котором можно говорить долго и нудно, и дело тут не в технике стихосложения, с которой автор справился блестяще…

Во - первых,  по моей субъективной точке зрения, Колчак не мог быть «никем не понятым Мессией», поскольку собратьями белого движения он был всё-таки понят,  иначе бы они не сражались с ним в одних рядах против «красных». А, во-вторых, вообще никаким Мессией он не был, также как и Ленин. Они были кем угодно: вождями, диктаторами, но не мессиями, поскольку  мессия – это ниспосланный свыше спаситель человечества и в такой кровавой заварухе, как гражданская война он по определению участвовать не может. Спаситель не может одной рукой спасать, а другой топить народ  в его собственной крови. Спаситель и на кресте молится за своих врагов и продолжает утверждать, что царствие божие внутри нас.

От всей души хочется пожелать автору творческих удач и открытий, а при таком мироощущении они непременно будут.

 

  С. Горбунов

 член С.П. России

13-14 ноября 2011 г.

г. Тюмень

Майское. Последнее.

 ***
Спят солдаты вповалку - устали.
Знать, нелегкое дело - парад...
Как в пути, на коротком привале,
Припечатав щекой автомат.
Спят мальчишки - как дети, безгрешны,
Спят - и хоть ты из пушки стреляй...
А вокруг безрассудно, мятежно
Полыхает неистовый май.
А вокруг - столько солнца и света,
Сладкий запах цветочных полей!
А вокруг - колыхание ветра
и гуденье сердитый шмелей.
Что им снится? Бомбежки? Руины?
Смерть? Пожарища траурный чад?...
Спят мальчишки - светло и невинно...
Помолитесь за этих ребят.




***
Ушел мой друг. Еще один...
В сиреневом разливе мая...
Ах, сколько горестных годин
Я по друзьям своим справляю.
Они сгорают на лету,
Как безымянные кометы.
Они уходят в черноту,
Где нет ни воздуха, ни света.
Что мне теперь, без них весна?!
Черемух снежное дыханье?
Друзей ушедших имена
Твержу я, словно заклинанье.
Я брежу ими в темноте
Моих пустых и скушных комнат,
Где стены, кажется, и те
Их голоса и лица помнят.
Я знаю - притупится боль.
Мы к одному придем порогу.
Мой друг! Впервые я с тобой
Не разделю твою дорогу -
Тот вечный путь, где ты летишь,
Где звезды - словно в поле вешки...
Я знаю, ты меня простишь:
Смерть, как и жизнь, не терпит спешки.


А.В.Т.
Тюремных окон черные кресты.
Фальцетом хриплым лязгают запоры.
И снова слышу, как уходишь ты
В последний путь по гулким коридорам.
И, пережив тебя на целый век
В стране, где балом правили вандалы,
Я вспоминаю, как упало в снег
Звездой сгоревшей сердце адмирала.
Мой милый друг, судьбу ты выбрал сам,
А приговор - обычная бумага...
Пускай тебя укроют небеса
Полотнищем Андреевского флага.
А я живу - в безумии ночей...
Но, проклиная в муках миг рожденья,
Я, как и ты, не жду от палачей
Пощады или даже снисхожденья.
Прощай, мой друг!
Могу я лишь мечтать:
Годам разлуки суждено промчаться,
И мы с тобою встретимся опять,
Чтоб никогда уже не разлучаться.

 

***

Нет, я не знаю, как порвать с тобой!

Устали оба мы от этой муки …

…Ты слышал – у солдат прошедших войн

Болят в боях потерянные руки?

Казалось бы – уж столько лет прошло!

Пора бы ранам залечиться вроде…

Рук нет! Но смыслу здравому назло

Они ночами ноют к непогоде.

Должно быть, тем обиднее вдвойне –

Болит НИЧТО, как сыпанули перца…

Вот так и ты – болишь, болишь во мне,

Как будто ампутировали сердце. 

 

Гость из прошлого

Вчера ко мне пришел нежданный гость,

Чье имя я уже давно забыла…

Повесил куртку мятую на гвоздь,

Спросил:

– А помнишь, ты меня любила?..

Сказать, что я была удивлена?..

К чему воспоминания пустые?

Наверное… В другие времена…

Когда мы были чуточку иные.

Да что там было? – миленький пустяк...

Прошло – и даже никогда не снилось.

Мой поздний гость неспешно пил коньяк

И сожалел о том, что не случилось…

Он столько лет в мой дом не приезжал!

Он не сыграл финал у нашей пьесы…

А голос прерывался и дрожал,

Как будто в ребра снова бились бесы.

Он мне твердил о горечи потерь,

О том, что жизнь ему не улыбнулась…

Мой гость ушел. За ним закрылась дверь.

И ничего в груди не шелохнулось.

 

Ностальгия

Который год живу на чемоданах…

Я так хочу уехать в те края,

Где босиком на солнечных полянах

Гуляет юность нежная моя.

Там все другое – запахи и звуки.

Там чистота и в мыслях, и в речах.

Там мальчика неопытные руки

Лежат невинно на моих плечах.

Там на закате рыжем – воздух звонкий…

А летний дождь – как божья благодать,

Там можно воду пить из-под колонки

И хлеб ломтями пышными ломать.

Где вы, мечты молочные туманы?

Где вы, поля в ромашковом снегу?..

Я столько лет живу на чемоданах

И никуда уехать не могу…

 

***

Ночи стали холоднее –

Осень вышла на парад.

На березовой аллее

Сальто крутит листопад.

Распустив по-бабьи косы,

Ивы клонятся к воде.

И, как нищий, безголосо

Ветер хнычет в темноте.

И дождливыми ночами

Пахнет бедами полынь…

Осень, мне б твои печали –

Нагонять тоску и стынь.

Осень, дай окно открою!

Загляни ко мне скорей…

Поздороваюсь с тобою –

Верной музою моей.

В бесконечных разговорах

Станем вечер коротать,

И стихи, как листьев ворох,

Упадут в мою тетрадь.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz